ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Зарегистрированный товарный знак™
ул. Главная, д. 26
+7 (921) 412-88-85
+7 (812) 304-74-13
mamadarspb@mail.ru
работаем с 8:00 до 19:30
Выборгское ш., д. 13
+7 (921) 915-01-86
mamadarspb@mail.ru
работаем с 8:00 до 19:00

Как справиться с детской агрессией

Детская агрессия – довольно сложное понятие, и многие родители путают стандартное плохое поведение с реальной агрессивностью. При этом взрослые редко понимают, как вести себя в ситуации, когда ребенок не может справиться с собственными эмоциями. В первую очередь следует разобраться с истинной и ложной агрессивностью, чтобы выбрать модель поведения для каждого случая.

детская агрессия

Действительно ли ребенок агрессивен?

Агрессивным принято обозначать поведение, которое не укладывается в общие социальные рамки. Например, ребенок может обижать животных, бить старших или драться с ровесниками. Большинство родителей воспринимают такое поведение как агрессивное, но на самом деле ребенок просто реагирует на сложившиеся обстоятельства. Агрессивное поведение, которое является ответной реакцией, нельзя расценивать как устоявшуюся агрессию. Конечно, в такие моменты важно не обострять ситуацию и подсказать правильное поведение своему ребенку. В ином случае агрессивный ответ может стать привычкой, и избавиться от нее в позднем возрасте будет очень сложно. Родителям необходимо помнить о существовании возрастных кризисов у детей, когда они проявляют агрессию в качестве самой понятной реакции психики. Как правило, подобные поведенческие особенности отмечаются у детей в возрасте 3-4 лет, 6-7 лет и в подростковой фазе 13-14 лет.

Проявление гнева и злости – это нормальные реакции человеческой психики, поэтому нельзя ждать от ребенка полного отсутствия подобных поведенческих реакций. Если вы стараетесь подавить нормальное восприятие у ребенка, он начнет проявлять агрессию в ваше отсутствие. Например, дети, которые начинают вести себя агрессивно в детском саду, обычно подавляют злость в присутствии родителей.

Как понять, когда гнев ребенка является нормальной реакцией

Ребенок может не осознавать собственные действия, и его гнев часто не имеет прямого обоснования. Например, маленькие дети часто хватают родителей за волосы. С одной стороны, такой жест можно воспринимать как признак агрессии, но сам ребенок в этот момент не испытывает злости и полностью расслаблен. Таким способом он исследует мир – в ответ на его поведение родители проявляют реакцию, и он запоминает ее, изучая основы социального взаимодействия.

Попадая в новое окружение в детском саду, ребенок также может проявлять агрессивные черты характера. Однако в большинстве случаев он просто исследует границы допустимого и собирает информацию об окружающем мире. Задача родителей в такой ситуации заключается в том, чтобы объяснить малышу, как поступать в той или иной ситуации и дать ему основные схемы социального взаимодействия.

Когда малыш ведет себя агрессивно по отношению к родителям или ровесникам, многие мамы начинают подозревать наличие антисоциального поведения. Вместо того, чтобы искать причину в психическом и эмоциональном состоянии, нужно научиться адекватно реагировать на подобное поведение. В первую очередь родителям нужно понять, что для ребенка нормально проявлять гнев и злость. Негативные эмоции являются важной составляющей нормального человеческого общения, и устранить их полностью невозможно. Вам необходимо научить ребенка правильно выражать свои эмоции и соотносить собственные ощущения с уместностью окружающей обстановки. Именно родители отвечают за формирование первичного эмоционального самоконтроля, который является важной составляющей социальной жизни каждого человека.

Злость проявляется в качестве реакции на определенные раздражители и препятствия достижению цели. Например, ребенок хочет съесть яблоко, но ему дают грушу. Его потребность не удовлетворена, и он проявляется агрессию в качестве указателя на подобную ситуацию. Простое понимание этого механизма поможет родителям понять причину агрессивного поведения в разных ситуациях. Если гнев ребенка направлен на вас, он видит именно в вас препятствие для удовлетворения потребностей, поэтому реагирует самым понятным для него способом.

Игры для снижения агрессивности

Вот несколько вариантов игр, которые помогут исправить неправильную реакцию ребенка и снизят его агрессивность:

  • Игрушка в кулаке. Попросите ребенка закрыть глаза и положите ему в ладонь небольшую игрушку. Теперь ребенок должен сжать ее в кулаке, так что выбирайте мягкие игрушки маленького размера. Затем попросите его открыть глаза и раскрыть кулак – он увидит у себя в ладони красивую игрушку и таким образом заменит напряжение на положительные эмоции.
  • Мешочек гнева. Отличный способ снять агрессию, который предполагает физическое взаимодействие. Возьмите воздушный шарик и заполните его мелкой крупой, хорошенько завяжите и дайте ребенку. Объясните, что это мешочек гнева, который можно бросать на пол или бить его, когда он злится на кого-нибудь.
  • Тух-тиби-дох. Простая игра, которая снимает напряжение – научите ребенка повторять какую-нибудь смешную фразу и ходить по комнате, если он злится на кого-то. Пусть он повторяет фразу с агрессией, вкладывая в нее всю злость, и постепенно вы заметите, что ребенок не может сдержать смеха, повторяя смешные и бессмысленные слова.

Выработать правильную реакцию на разные ситуации можно при помощи ролевых игр. Используйте любимые игрушки и разыгрывайте разные ситуации из жизни, внимательно отмечая истории, которые затронули его больше всего. Ролевые игры помогают выявить реальные негативные эмоции ребенка, которые вы можете при необходимости заменить на адекватное восприятие. Сделать это следующим образом – объясните ребенку, как правильно поступить, и внятно поясните причину вашего запрета.

Когда агрессивность перестает быть стандартной реакцией

Бывают ситуации, когда агрессия ребенка не имеет обоснования, и сложно приписать негативные реакции возрастным изменениям. Например, ребенок бурно реагирует на любую ситуацию, в его действиях четко прослеживается желание сделать больно другому. Если вы отмечаете случаи жестокого поведения по отношению к животным, которые не мотивированы ответной реакцией, стоит обратиться к психоневрологу за консультацией. Сам малыш не может найти объяснения подобному поведению, поэтому родителям важно внимательно отслеживать психическое и эмоциональное состояние своего чада.                   

У вас остались вопросы?
Вам интересно?
Позвоните нам!
+7 (812) 915-01-86 (филиал Выборгское шоссе 13)
+7 (812) 304-74-13 (филиал Главная 26)
Или напишите в форме обратной связи:
 

Нажимая на кнопку «Отправить», я принимаю Пользовательское соглашение
Мамадар Контакты:
ул. Главная, дом 26 190000 Санкт-Петербург,
Телефон:+7 921 915-01-86, Электронная почта: info@mamadar.ru

РЕЖИМ ДНЯ.

1,6-3 года
8.00-9.00 ПРИЁМ « Здравствуйте, это Я!»
9.00-9.05 ЗАРЯДКА « На зарядку СТАНОВИСЬ!»
9.10-9.20 ЗАВТРАК « Каша, чай, кусочек сыра- вкусно, сытно и красиво…»
9.50-10.20 ОРГАНИЗОВАНННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10.30-10.40 ФРУКТОВАЯ ПАУЗА
10.40-12.00 ПРОГУЛКА
12.15-12.45 ОБЕД « Пора и подкрепиться…»
13.00-15.15 ТИХИЙ ЧАС «Все курносики спят…»
15.45-16.00 ПОЛДНИК
16.20-17.20 ПРОГУЛКА « Ура! Ура! Опять игра!»
17.30-17.50 УЖИН
18.30-19.30 ПРОГУЛКА УХОД ДОМОЙ « До свидания! До встречи!»

3-7 лет
8.00-8.45 ПРИЁМ « Здравствуйте, это Я!»
9.50-9.00 ЗАРЯДКА « На зарядку СТАНОВИСЬ!»
9.00-9.10 ЛИНЕЙКА «Пора, пора на линейку, детвора!»
9.20-9.50 ЗАВТРАК « Каша, чай, кусочек сыра- вкусно, сытно и красиво…»
10.00-10.50 ОРГАНИЗОВАНННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10.55-11.05 ЗАВТРАК №2
11.15-12.45 ПРОГУЛКА
13.15-13.40 ОБЕД « Пора и подкрепиться…»
14.00-16.00 ТИХИЙ ЧАС «Все курносики спят…»
16.20-16.30 ПОЛДНИК
16.40-17.40 ПРОГУЛКА « Ура! Ура! Опять игра!»
18.00-18.15 УЖИН
18.30-19.30 ПРОГУЛКА УХОД ДОМОЙ « До свидания! До встречи!»